Завтра в России выборы президента, на которых победит Владимир Путин. Это будет его четвертый президентский срок. Фактически он находится у власти уже 18 лет, начиная с момента ее захвата передачи в январе 2000 года. Почти 150 миллионов человек в территориально самой большой стране мира завтра в очередной раз выдадут этому человеку мандат на управление их судьбой. Трудно не согласиться, что это заслуживающий уважения результат. Как он это делает?
Главный фактор успеха политики Путина — это трезвое и адекватное отношение к человеческому материалу, с которым ему приходится иметь дело. Когда в беседе со Сталиным Фейхтвангер высказал замечание о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью, Сталин, по его словам, “извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус”. По всей видимости, подобный трезвый цинизм присущ и Путину, что проявляется в его стиле управления своим народом.
Вот главные методы, приносящие такие результаты:
Единовластие. Россия — это Путин, Путин — это Россия. Сложно сказать, как именно принимаются решения за кулисами власти, кто из советников имеет какой вес, и как между ними действительно распределены полномочия. Для рядового гражданина создается ощущение, что страной управляет один человек. Не так важно, какое именно мнение у людей об этом человеке, будь это любовь или ненависть. Важно, чтобы мнение было сфокусировано. Это позволяет держать ситуацию под контролем.
Культовость. За шесть лет у власти создать культ личности правителя сложно, однако за почти двадцать лет сделать это можно и нужно. Наличие культа облегчает управление, потому что дает возможность опираться на авторитет. Рядовой гражданин вообще не склонен мыслить глубоко и критически. Сложные логические конструкции для него сложны и утомительны. От власти ему нужны четкие ответы на наболевшие вопросы. Логическая концовка — “потому, что это Путин” — легко и уверенно ставит точку в большинстве из них.
Открытость. Ежегодные пресс-конференции с журналистами, открытые уроки со школьниками, поездки по заводам, интервью иностранным журналистам — все это создает образ человека открытого и доступного. Что именно он говорит — а говорит он неплохо — не так важно. Важно видеть его открыто общающимся с людьми. Это создает ощущение “знакомости” и “родственности”. Встречая известного актера на улице, мы улыбаемся и киваем, не получая в ответ никакой реакции, что нас немало удивляет и обескураживает — мы привыкли считать этого человека своим близким знакомым. Тот же эффект возникает от публичности политика — Путин давно стал родным для миллионов россиян.
Агрессивность. Еще не будучи президентом, в 1999 году Путин пообещал “мочить террористов в сортирах”, что, несмотря на грубость формулировки, приятно слышать среднему избирателю. В такой постановке вопроса есть четкая формула: мы против них. Кто именно эти “они”, которых мы будем “мочить”, роли большой не играет. Важно то, что есть “мы”, которые не дадут себя в обиду. За все годы Путина у власти врагов у России хватало, а если нехватало, их создавали, взрывая дома (читаем). Сплотить миллионы человек вокруг идеи о мире невозможно. Для сплочения нужна ненависть и война. Будь то Чечня, Грузия, Приндестровье, Сирия, Донбасс или все НАТО целиком. Население хочет знать, где враг. Задача лидера — этого врага найти или создать. Путин успешно с этим справляется.
Религиозность. Сложно поверить в то, что бывший член КПСС и подполковник КГБ, уверовал. Однако, понимая темноту своего народа, он поступает совершенно правильно, ассоциируя себя с РПЦ и ее первыми лицами. Идея царя, как помазанника Божего, близка многим россиянам, составляющим большую часть активно-голосующего электората. Религия как была, по мнению Маркса, опиумом для народа, так им и будет оставаться всегда. Верить в себя, в логику, в здравый смысл и в причинно-следственные связи тяжело и утомительно. Нужны более простые формулы, позволяющие переложить ответственность за свои ошибки на кого-то. Христос для этого подходит как нельзя лучше чем Путин.
Сила. Еще Макиавелли считал, что управлять толпой можно только страхом. Ни любовь, ни уважение, ни здравый смысл, ни даже деньги не способны остановить массы, когда они выходят из-под контроля. Предоставляя практически неограниченные полномочия силовым структурам, в частности ФСБ, Путин упрощает и кристаллизует образ власти для своего избирателя — всем понятно, кого именно бояться, кто власть, откуда она идет, и кому кланяться. Отрицательного для страны в этом меньше, чем положительного, учитывая с каким людским материалом Путин имеет дело.
Безжалостность. Регулярные аресты и жестокие наказания людей из своего ближайшего окружения создают образ справедливого правителя. Не суть важно, в чем именно виноват очередной Улюкаев, важно то, насколько строго и неизбежно наказание. Народ боится опричников, а опричники боятся царя — этой формуле много сотен лет, и она работает. Народ верит в то, что царь ничего не знает о беззаконии и коррупции. Народ хочет видеть, как царь наказывает зарвавшихся душегубов. Народ пишет царю письма и расчитывает на его справедливость. Этот формат общения с властью народу удобен и понятен.
Лицемерие. Театральная оппозиция во главе с бессменным Жириновским наглядно демонстрирует, что Путин умеет вести двойную игру и договариваться с противниками. Не всех он “мочит в сортирах”, как делают многие диктаторы. Кому-то он платит, как Кадырову, с кем-то делится сценой и славой, как с Собчак и Навальным, кого-то просто убивает — в каждом случае принимается свое индивидуальное решение. Вопросы чести, совести и человеческого достоинства совершенно игнорируются, как и должен поступать грамотный лидер больших масс. Людям неважно каков их лидер, им важен их личный комфорт. Руководителя, который заботится о комфорте народа, а не о чистоте своей совести, будут уважать и переизбирать.
Самоуверенность. Непризнание своих ошибок — отталкивающее качество в обычном человеке. Однако, в крупном лидере оно превращается в достоинство. Народ не способен разобраться в причинах ошибок и сделанных выводах. Ошибка есть ошибка. По тому же Макиавелли, ошибающийся лидер, да еще и признающий это — слабый лидер. Путин никогда не критикует самого себя и не признает ошибок, при этом продолжая обещать и не выполнять, да и просто врать. С чисто человеческой точки зрения нас это возмущает, но в масштабах миллионов — это качество эффективного лидера.
Патриотизм. Мудрость, целеустремленность, энергичность и решительность — важные качества руководителя. Однако, патриотизм важнее. Народ, если и готов иногда прощать ошибки, никогда не простит нелояльность. Постоянно натянутые, а зачастую и прямо враждебные, отношения с другими странами и их лидерами — недвусмысленное послание Путина своим гражданам: “Я с вами, а не с ними”. Международные санкции и изоляция России на мировой арене мало касаются рядового обывателя в практическом смысле, однако через СМИ ярко иллюстрируют патриотизм президента.
Вывод один — Путин все делает верно, учитывая обстоятельства, в которых он находится, и тех людей, которые его выбирают. С другими людьми, в другой стране, при других условиях, видимо, можно было бы делать что-то иначе.
Завтра выборы, будете голосовать за Путина?