Вчера я выступал на небольшой конференции по программированию и увидел, как организаторы собирают по 50 гривен для помощи онкобольным детям. Дело хорошее, я дал 100 гривен. А потом спросил, почему мы вынуждены собирать деньги? Почему лечение детей не оплачивает государство, которому мы платим налоги именно с этой целью. Ответ был очевиден—там все воруют, и детям ничего не достается, одна надежда на добрых людей. Давайте разберемся, много ли в наших действиях настоящей доброты.
Здравоохранение в Украине действительно бесплатное. В недавно принятом бюджете на 2017-й год Минздрав получит 62 млрд гривен (8.6% от бюджета и 2.7% от ВВП). По нынешнему курсу доллара к гривне—это $2.4 млрд. В Украине живет 42 млн человек. То есть, на каждого из нас будет потрачено по $57 долларов в 2017-м году.
Видимо, за эти деньги Украина продолжит успешно удерживать первое место в мире в списке стран по уровню естественной убыли населения и по-прежнему не войдет в 50 лучших стран рейтинга эффективности здравоохранения.
$57 в год. Много это или мало?
Давайте сравним с Сингапуром, который в этом рейтинге занимает второе место. На здравоохранение Сингапур тратит 4.9% от своего ВВП, что составляет $2752 на одного сингапурца. В 48 раз больше, чем наше правительство собирается потратить в 2017-м году на одного украинца.
Сколько в других странах?
В этой таблице видно, что разные страны тратят разную долю своего ВВП на лечение своих граждан: от “ничтожных” 2% в Катар до 13% в Нидерландах и огромных 17% в США. Однако, в этих трех странах со здравоохранением все в порядке. То есть, дело не в проценте, а, видимо, в той абсолютной цифре в долларах, которая приходится на одного гражданина: в Украине это $57, в то время, как в Катар $572, в Сингапуре $2572, в Южной Корее $2060, в Японии $3703, в Израиле $2910, а в Швейцарии вообще свыше $6100.
Однако, это все развитые страны. Давайте посмотрим на цифры развивающихся стран: в Пакистане $23, в Кении $34, в Камбодже $36, в Индии $40, во Вьетнаме $58 и так далее. Очевидно, что Украина в настоящий момент занимает почетное место среди наибеднейших стран мира, при этом обгоняя их всех по уровню естественной убыли населения. Другими словами, дела идут очень и очень плохо.
Давайте теперь вернемся к проблеме благотворительности. Очевидно, что при такой ситуации в стране, создаваемой последовательно на протяжении двадцати лет избираемыми нами президентами и правительствами, на какое-либо адекватное лечение онкобольных детей рассчитывать не приходится.
Безусловно, им хочется помочь. Однако, подумайте о том, что помогая им, мы тем самым помогаем преступникам удерживаться у власти. Вместо выпячивания проблемы для ее окончательного решения, что приведет к качественным изменениям в обществе и выходе Украины из списка беднейших стран, помогая детям из своего кармана, мы трусливо и лицемерно прячем факты.
Дети получают лечение на наши пожертвования и деградация государственного аппарата продолжается.
Таким образом, если вам действительно не безразлична судьба больных детей, не жертвуйте деньги на их лечение, а делайте что-то более радикальное, приводящее к реальным изменениям. Своими пожертвованиями вы лишь успокаиваете свою совесть, при этом помогая чиновникам-коррупционерам, главным врагам больных детей, оставаться у власти.